Про сочувствие

Dmitry Sitnikov (RU)
3 min readSep 19, 2020

--

Сочувствовать тому, кто не такой как ты невозможно! Точка!

Сочувствовать — значит чувствовать то же самое. Ощущать то же, что и инопланетяне нельзя по определению. Этот простой и интересный факт влияет на мои поступки, на то, что я думаю по поводу любой ситуации, на то, как я воспринимают новости, и так далее. Как с этим жить?

Часто слышу что-то вроде, “все мы люди”, в смысле “все мы похожи” и это правда, но никто на самом деле так не думает, или не чувствует. Мы все люди, да…. только не тот идиот-ватник, который топит за партию жуликов и воров, или не тот либераст любитель запада, фанат гей-парадов, нужное подчеркнуть. В каком-то смысле, любой, кто не такой как я, по взглядам, одежде, вере, ориентации, национальности, цвету кожи — чужак, почти не человек. Сочувствую ли я креветкам? Не особо, они не люди, и вкусные. Сочувствую ли я шимпанзе? Немного, они не люди, но у них есть какая-то мимика, волосы, уши, руки, я не стану их есть. Сочувствую ли я беженцам из Сомали? В теории да, на практике, не думаю про них вообще. Как на счет беженцев из Донбаса? Да! Они живые, я их видел, они приехали оттуда, где я сам был, поэтому я собрал отвез им багажник еды и воды, я хотел помочь.

Чем донбасский беженец отличается от сомалийского? В теории — ни чем, на практике между ними пропасть, и вторые в моей голове как-бы и не существуют, они абсолютно виртуальны. Это означает, что и проблемы у них виртуальные. А виртуальному горю невозможно сопереживать реально. Когда я вижу новость про несчастного мужчину, он еще не очень близок мне, но понятен, вот если он белый, лучше славянин, возможно программист, то это уже практически родственник, а если он слушает ту же группу и играет в ту же игру, я практически понимаю его мотивацию, а те, кто его обидел почти автоматически не правы. Очевидно, что черная лесбиянка, торгующая футболками из конопли и поющая хип-хоп во Флориде, находится на другой стороне спектра сочувствия.

С этим осознанием дико странно смотреть, как мои знакомые в России, переживают, аж кушать не могут, из-за недавних проблем “виртуальных” черных, требующих странного от “реальных” белых, из-за борьбы “виртуальных” женщин в корпорациях “реальных” мужчин. У неизвестных мне дебилов в социальных сетях, и у моих хороших умных друзей пригорает примерно одинаково. Примерно одинаково они “не понимают”, из-за чего, собственно, раздор, не всегда отдавая отчет в том, что “не понимаю” переводится на русский как “уверен, что проблемы не существует и разбираться не хочу”.

Что с этим делать, если, конечно, есть желание что-то с этим делать, и лучше понимать свои собственные эмоции, высказывания, решения? Я не знаю! Но зато я знаю, что работает! Достаточно один раз поговорить и главное послушать человека из другой “касты”, чтобы он перестал быть инопланетянином, еще лучше провести немного времени вместе, в идеале — попутешествовать. Мне повезло работать и путешествовать с замечательными парнями из Найроби, теперь они настоящие, а еще я знаю, что они — умные веселые люди. Теперь я переживают, когда у них взрывают бомбы, или громят магазины после выборов. Мне повезло провести немало времени и поработать в Белоруссии. Теперь на площадях бьют дубинками не толпу безликих любителей перемен, а людей, которых я уважаю и люблю, людей, который знают, ради чего они вышли рисковать своим здоровьем и свободой. Список можно продолжать, хоть и не хотелось бы.

Это все наводит на мысль, что и раньше в похожих ситуациях, когда странные люди хотели странного, не важно на майдане ли в Киеве, или на гей-параде в Сан-Франциско, а я, рассудительный и умный, у себя дома был прав… возможно, я был не так уж и прав, скорее всего, я даже понятия не имел, о каких электроовцах скандируют свои слоганы эти андроиды из телевизора.

--

--

Dmitry Sitnikov (RU)

Мой блог обо всем подряд на русском. Подкаст: https://anchor.fm/t-kittens Рабочий блог: https://medium.com/@fo2rist